ЕС против золотых паспортов. Что изменится для желающих получить ВНЖ за инвестиции
Андрей Пожитков
Исполнительный директор UFG Wealth Management
Брюссель призывает страны Евросоюза пересмотреть систему предоставления вида на жительство в обмен на инвестиции. Чем это может обернуться для владельцев второго паспорта?
Представленный Европарламенту в начале года доклад Еврокомиссии предлагает ужесточить процедуру выдачи «золотых виз», позволяющих получить вид на жительство или европейский паспорт в обмен на инвестиции в экономику стран ЕC.
Еще в прошлом году Transparency International (TI) опубликовала расследование под названием «Ворота в Европу: внутри темного мира золотых виз». И хотя некоторые высказывания в этих материалах скорее относились к жанру публицистики, обращает внимание то, что в нем, как и в докладе Еврокомиссии, были детально проанализированы программы трех стран — Болгарии, Кипра и Мальты, и была обобщена ситуация в целом по Евросоюзу. По данным TI, с помощью инвесторских программ страны ЕС привлекли с 2007 года в общей сложности около €25 млрд.
В логике развития событий интересны и другие детали. Так, за день до опубликования доклада Transparency International Министерство юстиции Болгарии заявило о предстоящей отмене инвестиционной программы для получения гражданства. В новостях также сообщалось об отзыве гражданства у одного из российских бизнесменов — [основателя Yota Cергея Адоньева. — Forbes], но, по данным Reuters, это произошло еще в 2018 году после вскрывшегося факта о судебном разбирательстве в США 20-летней давности.
Вспомнили информационные агентства и недавний случай в Великобритании о первом применении законодательства о неподтвержденных источниках доходов в деле супруги высокопоставленного банкира из страны-члена СНГ [бывшего главы государственного Международного банка Азербайджана Джахангира Гаджиева. — Forbes]. По информации СМИ, она также приехала в Лондон по инвесторской визе. Сейчас в Англии идет пересмотр правил о выдаче таких виз.
Ряд тезисов в этих исследованиях может показаться тенденциозным — например, упоминание «кремлевского списка» и его фигурантов, обратившихся за видами на жительство и/или паспортами стран Евросоюза по программам инвестиций (при этом в документах отмечается, что этот список не является санкционным, а в России его считают достаточно спорным), а также детальный анализ программы Мальты с акцентом на огрехах (хотя все, кто владеет материалом по теме, знает, что Мальта давала и дает множество отказов по заявкам на паспорта без объяснения причин).
Новая прозрачность
Очевидно, что программы выдачи паспортов стран ЕС в обмен на инвестиции, равно как и подходы к ним, еще будут меняться. Об этом говорят и финансовые регуляторы в рамках общего тренда на глобальную прозрачность.
Получив вид на жительство, а в некоторых странах и паспорт, человек получает право пребывания во всех странах Евросоюза. Стандарты и подходы к выдаче и получению таких документов несколько разнятся в государствах ЕС, некоторые страны даже пользуются разными информационными базами для проверок. Судя по всему, в конечном счете подходы к ВНЖ в разных европейских странах будут гармонизированы.
Доклад Еврокомиссии отмечает, что далеко не все страны требуют постоянного нахождения на их территориях во время действия «золотых виз» (например, в Португалии требуется находиться 7 дней в году). Также не всегда требуется иметь связь со страной, выдавшей «золотую визу» (где-то можно продемонстрировать эту связь членством в спортивном клубе), и не все натурализованные граждане должны уплачивать налоги в этих странах.
Если заявитель планирует получить статус налогового резидента в какой-либо стране, то местному банку для использования его данных в целях обмена налоговой информацией будет уже недостаточно только предоставления паспорта — неминуемо возникнет вопрос центра жизненных интересов, реального проживания и так далее. Брюссель призывает страны ЕС обратить внимание на соблюдение требований к фактическому нахождению в стране, выдавшей вид на жительство. Кипр еще до опубликования доклада ввел условие о наличии вида на жительство и необходимость предоставления счета за коммунальные услуги заявителя.
Требования к прозрачности и общая тенденция к борьбе с отмыванием денег, скорее всего, приведут к тому, что, во-первых, усилятся процедуры проверок источников дохода на заявителей и членов их семей; во-вторых, тщательнее будут проверяться данные о репутации и судебных преследованиях в отношении заявителей; в-третьих, появятся четкие лимиты на количество выданных документов по таким программам. Кроме того, будут публиковаться списки лиц, получивших такие «золотые визы», и могут появиться несколько громких дел об отзыве ранее выданных паспортов или виз.
Многие из этих мер уже принимаются по всему Евросоюзу, но теперь о них точно будут говорить громче. Будем надеяться, что о повальном отзыве выданных виз и паспортов без оснований речь не пойдет.
Все по директиве
Пятая директива по борьбе с «отмыванием средств» Евросоюза была нацелена на введение финансовых проверок, а также повышение роли финансовых институтов и посредников при их проведении.
И это верно, ведь финиститутами руководит материальный стимул в виде угрозы штрафов и отзыва лицензий при вскрытии нарушений. Посредники в докладе Еврокомиссии критикуются, и это может привести к повышению участия государственных органов во всевозможных проверках, что чревато увеличением времени проверок и удорожанием процедур.
Напомним, финансовые скандалы в Евросоюзе в последнее время были связаны с банками. По этой причине финансовые институты вполне закономерно «закручивают гайки» по линии комплаенс и проверки своих клиентов.
Что делать в такой ситуации претендентам на золотую визу? Отказываться от получения второго паспорта, наверное, не стоит, особенно если речь идет о стране, где у вас есть реальные бизнес-интересы или куда вы планируете переехать (что, например, справедливо для Кипра и живущих там россиян). Но при этом придется запастись терпением и быть готовым к всевозможным запросам регуляторов о разных страницах своей биографии.
Общественность в Евросоюзе приветствует любые меры, направленные на снижение риска отмывания денег и свободной миграции преступников, особенно если речь идет не о формальных процедурах, а реальных, направленных на борьбу с преступностью. Одновременно это приведет и к повышению ценности инвесторских паспортов и виз.